logo
 
?

казино третий рим

Вопреки распространенному представлению, концепция «Москва — Третий Рим» не была официальной идеологией Московского царства.

Но стала поводом для исканий и споров о судьбе России.

«По воле роковой судьбы мы обратились к растленной Византии», — так писал о связи России и Восточной римской империи П. Чаадаев, первый яркий западник русской общественной мысли. Леонтьев), напротив, считали византийское наследие великим благом.

Чем была концепция «Москва — Третий Рим» для русской истории?

Жители Европы раннего Нового времени, и в том числе московских земель, воспринимали происходящее в мире сквозь призму религиозного мировоззрения.

Неудивительно, что и грандиозное столкновение мусульманского и христианского миров имело значение для религиозной мысли.

Филофей хотел уберечь от грехов, а создал концепцию «Москва — Третий Рим» Старец псковского Спасо-Елеазарова монастыря монах Филофей (ок.

1465 — 1542) осмыслял причины произошедшего незадолго до его рождения падения Константинополя (1453) и кончины православной Византийской империи.

Эти события Филофей воспринял как предостережение, о чем и писал Василию III Ивановичу.

Он писал прежде всего о вреде содомии, астрологии и других грехов, которые могут погубить христианскую страну.

А слова о «Третьем Риме» имеют для него второстепенное, почти риторическое значение: «Рим пал за грехи от варваров, второй Рим — Константинополь пал из-за ересей от турок-османов, третий Рим — Москва будет стоять вечно, а четвертому не бывать».

Идеи религиозно-политической преемственности одного государства от другого существовали и до Филофея, но он адаптировал их к текущим условиям Московского царства, которое стало крупнейшей православной страной.